Вы здесь

Планирование торгового зала. Принципы размещения товарных категорий.

При строительстве магазина или при оформлении помещения под магазин необходимо учитывать следующие параметры.
I. Форма торгового зала и оформление входа в магазин.
II. Расположение торгового оборудования.
III. Размещение товарных категорий или брендов в различных зонах магазина.
IV. Логика совместного потребления

I. Форма торгового зала и оформление входа в магазин.

При проектировании торгового зала, отдельных отделов и секций самой распространенной является форма прямоугольника или квадрата, где легко расставить торговое оборудование и спланировать покупательские потоки. Такая форма торгового зала не отвлекает внимание покупателя от товара, что является важным принципом организации торгового пространства магазина.
Если здание магазина расположено на пересечении улиц, то вход должен быть со стороны улицы с более интенсивным потоком людей и машин. Учитывая спонтанное движение покупателей против часовой стрелки, правильнее планировать вход с правой стороны фасада или по его середине.

II. Расположение торгового оборудования.

Существует несколько способов расположения торгового оборудования. Первый способ - решетка. Применяется для оформления торгового пространства продовольственных, хозяйственных, строительных, книжных магазинов и супермаркетов с площадью торгового зала от 200м^2. Такое расположение торгового оборудования требует учитывать высоту стеллажей, которые не должны перегораживать обзор покупателю при входе, а также наличие подвесных указателей с наименованиями основных зон торгового зала.
При таком расположении торгового оборудования рационально используется пространство торгового зала.
Второй способ расположении торгового оборудования – петля или бутиковая расстановка. Используется для магазинов площадью от 50 до 150м^2, где продают одежду, обувь, ювелирные украшения, бижутерия. При таком способе торговый зал полностью просматривается, но бывает мало места для выкладки товара.
Третий способ – лабиринт. Все торговые конструкции и проходы располагаются ассиметрично, что подчеркивает индивидуальность магазина. Такой способ можно применять для организации пространства салонов подарков, бутиков дизайна интерьеров, магазинов, которые специализируются на продаже молодежных товаров, цифровой и компьютерной техники, но не стоит применять для магазинов площадью свыше 300м^2, так как на такой площади покупателю будет трудно сориентироваться в обилии товара. Необходимо уделить внимание тому, чтобы торговый зал хорошо просматривался и проходы были бы удобны для покупателей во всех зонах магазина.

III. Размещение товарных категорий или брендов в различных зонах магазина.

В торговом зале магазина приоритетными местами для размещения товара являются три основные зоны торгового зала: входная зона, зона основного потока покупателей, кассовая зона.
Входную зону нужно организовать так, чтобы переключить внимание покупателей на товары. Поэтому за входом в магазин должно быть сводное пространство площадью от нескольких шагов до нескольких метров, что позволит покупателю замедлить шаг и осмотреться в новой для него обстановке. В этой зоне нужно разместить товары внешне привлекательные, товары-новинки или товары импульсивного спроса. Но размещение товара будет зависеть и от специализации магазина. Так, например, в супермаркетах или гипермаркетах входная зона – это зона распродаж сезонных товаров по выгодной для покупателей цене. Здесь товары меняются часто, должны быть актуальными и привлекательными. А в ювелирном магазине во входной зоне размещают товары низкой ценовой категории для этого магазина, например, изделия из серебра.
Самая важная зона в торговом зале – это зона основного потока покупателей, которая должна быть выделена визуально. От правильного планирования и правильного размещения товара в этой зоне будет зависеть товарооборот магазина.
В магазинах, площадь которых превышает 100-200м^2, основной покупательский поток организуется по периметру магазина против часовой стрелки, что обеспечивает прохождение большего потока покупателей. Проход в этой зоне должен быть шире, чем в других зонах, с разметкой на полу и указателями, что создаст у покупателя чувство упорядоченности. Для большинства магазинов приоритетным местом размещения товаров является начало покупательского потока, а также начало стеллажа.
Кассовая зона – самое бойкое место в магазине. Здесь интерес покупателя к поблизости расположенным товарам активизируется. В этой зоне покупателю предлагают множество товаров импульсивного спроса – сладости, жвачки, сигареты и тому подобное – в продуктовых магазинах, колготы, носки и средства ухода за обувью – в обувных магазинах.

IV. Логика совместного потребления

При размещении товарных групп в различных зонах важна логика совместного потребления. Часто покупатель, приобретая целевой товар, возьмет и другой, который удовлетворит схожую потребность. Поэтому дорогой алкоголь уместно разместить рядом с шоколадом и конфетами.
Для магазинов женской одежды целесообразно в кассовой зоне разместить сопутствующие товары, такие, как аксессуары, бижутерию, сумки, обувь, солнцезащитные очки. Небольшая очередь у кассы заставит покупателя бросить взгляд на эти товары и сделать незапланированную покупку.

Если у Вас еще остались вопросы о принципах планирования магазина специалисты компании «Торговые и складские системы» с радостью на них ответят.